Прокуратура города Карабулак разъясняет: «Что такое контроль за законностью получения денежных средств?».

Автор:Hdd8de

Май 7, 2023

17 марта 2022 года вступили с силу изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Так, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен статьёй 8.2.: «Контроль за законностью получения денежных средств».

Ранее контролю соответствия доходам подлежали только расходы соответствующих лиц. Условия и порядок проверки урегулирован Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Законодателем устранен пробел, когда контролю не подлежали денежные средства, полученные лицами, замещающими государственные должности, и иными, предусмотренными законом лицами и членами их семей.

Так, согласно части 1 статьи 8.2 Федерального закона «О противодействии коррупции» если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений, на счета лица, представившего указанные сведения (проверяемое лицо), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках или иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.

В том случае, если проверяемое лицо не представит подтверждение законности получения указанных денежных средств или представит недостоверные сведения, материалы проверки после её завершения в трехдневный срок направляются в органы прокуратуры Российской Федерации.

Если проверяемое лицо до завершения проверки в отношении него увольняется или его полномочия прекращаются, то материалы проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации в трехдневный срок после его увольнения (прекращения полномочий).

Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обязаны принять решение об осуществлении проверки законности получения вышеуказанных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня получения таких материалов. Решение принимается отдельно в отношении каждого проверяемого лица и оформляется в письменной форме. Прокурор обязан письменно уведомить проверяемое лицо о принятом в отношении него решении в срок позднее чем через два рабочих дня со дня принятия решения. Одновременно проверяемое лицо уведомляется о необходимости представления сведений, подтверждающих законность получения денежных средств.

Законом определены права проверяемого лица. Так, он имеет право давать пояснения об источниках поступления денежных средств, а также представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения. Кроме того, проверяемое лицо вправе обращаться к прокурору с ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением проверки. Данное ходатайство подлежит обязательному удовлетворению прокурором.

Со своей стороны Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при проведении проверки обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения денежных средств, изучить материалы, представленные проверяемым, а также провести беседу с проверяемым лицом при поступлении от него такого ходатайства.

Для проведения полной и объективной проверки законности получения денежных средств органы прокуратуры уполномочены: проводить по своей инициативе беседу с проверяемым лицом; получать от проверяемого лица пояснения по представленным им сведениям и материалам; направлять запросы в государственные органы и органы местного самоуправления, иные организации об имеющейся у них информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках поступления денежных средств на их счета в банках или иных кредитных организациях; наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.

Кроме того, прокурор вправе направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также в уполномоченный орган в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. При этом необходимо учитывать, что такие запросы уполномочен подписывать только Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации.

С учетом дополнительных полномочий прокуроров о направлении запросов в банковские учреждения, законодателем внесены изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Так, согласно вновь введенной в действие части 7 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации обязаны выдавать справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц Генеральному прокурору Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации и другим уполномоченным прокурорам по их запросам, направленным в установленном порядке при проведении проверки законности получения денежных средств, поступивших на счета лица, замещавшего (занимавшего) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также на счета его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях.

По результатам проверки Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством, с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность получения этих средств, но только если размер взыскиваемых средств превышает десять тысяч рублей.

Таким образом, в сфере антикоррупционных отношений в вопросах необоснованного обогащения, законодателем последовательно реализуется «принцип виновности». То есть именно чиновник должен доказать и обосновать законность получения денежных средств или приобретения имущества, стоимость и размер которых значительно превышают доходы его и членов его семьи, что является дальнейшей реализацией положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

 

 

Помощник прокурора города                                                             Т.А. Бекботов